Домой Технологии и рынок

Библия не-взаимозаменяемых токенов: всё, что нужно знать о NFT

31
0

Не-взаимозаменяемые токены (Non-fungible или NFT) – это уникальные цифровые предметы с правами владения на блокчейне. Примерами могут служить предметы коллекционирования, игровые предметы, цифровое искусство, билеты на мероприятия, доменные имена и даже записи о владении физическими активами. Если вы уже какое-то время вращались в криптовалютном пространстве, то, вероятно, слышали о термине «не взаимозаменяемый токен» или «NFT». И не важно, верите ли вы в это, относитесь ли скептически или вообще не знаете, что это такое – этот пост, в любом случае, для вас.

Над данным материалом работали основатели платформы OpenSea – крупнейшего цифрового рынка для NFT. Они видели почти каждый проект, связанный с NFT – запущенный с конца 2017 года, того времени, когда появился первый стандарт NFT. Любому, кто расскажет им о новом проекте NFT – они обязуются выслать игровую карту Gods Unchained. Ведь, так они услышат об этом проекте, и возможно, в какой-то момент свяжутся с его разработчиками.

Экосистема NFT – это сплочённая группа невероятных новаторов: от энтузиастов до разработчиков, от предпринимателей до художников. И для представителей OpenSea – большая честь быть частью этого сообщества.

Этот пост является подробным обзором не-взаимозаменяемых токенов: технической анатомии ERC721, истории NFT, а также распространённых заблуждений относительно NFT. Стоит надеяться, что это будет актуально, как для новичков, так и для тех, кто уже знает о NFT, но, хочет лучше понять нюансы их внутренней работы.

Что такое не-взаимозаменяемый токен?

Не-взаимозаменяемые токены – это вполне нормальная вещь. В свою очередь, заменяемые активы – это уже не круто!

Большинство дискуссий относительно не-взаимозаменяемых токенов, как правило, закручиваются вокруг представления о взаимозаменяемости, как «способности замены чего-либо идентичным предметом». Возможно, это лишь усложняет понимание темы.

Чтобы получить более лучшее представление о не-взаимозаменяемом активе – просто подумайте о тех вещах, которыми владеете. Кресло, в котором вы сидите, ваш смартфон, ноутбук, и всё, что вы можете купить или продать на eBay – всё это попадает под категорию не-взаимозаменяемых вещей.

Взаимозаменяемые, полу-взаимозаменяемые и не-взаимозаменяемые активы

Как оказалось, взаимозаменяемые активы, на сегодня, теряют актуальность. И классический пример взаимозаменяемого актива – это валюта. Пять долларов – это всегда пять долларов, независимо от серийного номера на конкретной банкноте или того, что эти пять долларов находятся на вашем банковском счёте. Возможность заменить пятидолларовую купюру на другую пятидолларовую купюру, да хоть на пять однодолларовых купюр, делает валюту взаимозаменяемым активом.

Хотя, взаимозаменяемость относительна, и это работает только при сравнении сразу нескольких вещей. Как пример – билеты бизнес-класса, эконом-класса и первого класса. Каждый билет в своём классе, в принципе, взаимозаменяем, но, нельзя просто обменять билет первого класса на билет второго класса. Да, даже кресло, на котором вы сидите, можно заменить на кресло той же модели, но, только в том случае, если вы, например, не разрабатывали специального крепления именно к вашему креслу.

Интересно, что взаимозаменяемость вполне может быть субъективной. Стоит вернуться к примеру с билетами: человек, который заботится о том – сидеть ему около окна или, наоборот, прохода, может не считать два одинаковых билета в эконом-класс взаимозаменяемыми. А редкая копейка в один цент, которая для кого-то будет стоить тот же один цент – в глазах коллекционера становится гораздо дороже.

В дальнейшем станет понятно, что некоторые из подобных нюансов становятся важными при представлении предметов на блокчейне.

Не-взаимозаменяемые токены на основе блокчейна

Цифровые активы существовали ещё до появления криптовалют с момента появления интернета: баллы авиакомпаний, игровые валюты и т.д. Доменные имена, билеты на события, игровые предметы и даже дескрипторы в социальных сетях, таких как Twitter или Facebook – всё это не-взаимозаменяемые цифровые активы. Они лишь различаются по своей привлекательности, ликвидности и совместимости.

И многие из них невероятно ценны. Например, Epic Games только в 2018 году заработала $2,4 млрд на продаже костюмов к своей бесплатной игре Fortnite. В свою очередь, по некоторым прогнозам, рынок билетов на мероприятия достигнет $68 млрд к 2025 году, а рынок доменных имён продолжает видеть устойчивый рост.

Да, у нас есть тонны цифровых вещей, но, по сути, мы ими практически никогда не владели. Действительно – в какой степени мы «владеем» этими цифровыми вещами? Да, если цифровое владение означает только то, что предмет официально принадлежит вам, а не кому-то другому, то, в некотором смысле, вы владеете им. Но, даже если цифровое владение походит на владение чем-либо в физическом мире (свобода владения и право передачи на неопределённый срок), то в отношении некоторых цифровых активов – это не всегда работает. Попробуйте продать игровой скин Fortnite на eBay, и вы поймёте, насколько сложно перемещать цифровые активы от одного человека к другому.

И вот, где на сцену выходит блокчейн! Он позволяет обеспечить координационный уровень для цифровых активов, предоставляя пользователям право владения и управления. Блокчейн добавляет несколько уникальных свойств к не-взаимозаменяемым предметам, что меняет опыт взаимодействия юзеров и разработчиков с этими активами.

Стандартизация

Традиционные цифровые активы, такие как билеты на мероприятия или доменные имена, не имеют единой системы реализации в цифровом мире. К тому же, играм, скорее всего, потребуется иной подход к реализации внутриигровых предметов, нежели системе продажи билетов. Размещая не-взаимозаменяемые токены в общедоступном блокчейне – разработчики имеют возможность использовать общие, повторно используемые и наследуемые стандарты, которые будут относится ко всем не-взаимозаменяемым токенам. Сюда относится такой базовый функционал, как владение, передача и простое управление доступом. Также, поверх существующих, можно использовать дополнительные стандарты, например, спецификации для более богатого отображения NFT внутри приложений.

Это аналогично другим «строительным блокам» в цифровом мире, таким как JPEG/PNG для изображений, HTTP для запросов между компьютерами или HTML/CSS для отображения контента в интернете. Блокчейн позволяет добавить «слой сверху», предоставляя разработчикам новый набор гибких примитивов, на которых можно создавать приложения.

На сегодня, стандарты NFT позволяют свободно перемещать эти токены между различными экосистемами. Когда разработчик запускает новый проект NFT – токены могут сразу отображаться на десятках кошельков от различных компаний, продаваться на разных торговых площадках, и, с недавнего времени, отображаться в виртуальных мирах. Это стало возможным потому что открытые стандарты предоставляют понятный, согласованный, надёжный и разрешённый API для чтения и записи данных.

Торговля

Наиболее привлекательной особенностью, основанной на продуктивном взаимодействии, является свободная торговля на открытых торговых площадках. Впервые пользователи имеют возможность свободно перемещать товары за пределы их первоначальной среды и на тот рынок, где они могут воспользоваться такими дополнительными преимуществами, как аукционы в стиле eBay, торги , пакетирование , и получение оплаты в любой валюте, например, в стейблкойнах или внутренней валюте какого-либо приложения.

Таким образом, для разработчиков игр такая эффективная реализация активов представляет собой переход от закрытой экономики к открытой рыночной экономике. Разработчикам игр больше не нужно самостоятельно управлять каждой частью своей экономической системы: начиная от поставок ресурсов и заканчивая ценообразованием и контролем над капиталом. Вместо этого они могут позволить свободным рынкам делать эту тяжёлую работу за них.

Ликвидность

Возможность мгновенной продажи NFT-токенов приводит к общему повышению ликвидности. Торговые площадки NFT могут обслуживать самую разнообразную аудиторию: начиная от хардкорных трейдеров и заканчивая более начинающими игроками, что позволяет расширить доступ к активам более широкому кругу покупателей.

Точно также, как бум ICO 2017 года породил новый класс активов, основанный на токенах с мгновенной ликвидностью, NFT расширяет рынок уникальных цифровых активов.

Неизменность и доказуемый дефицит

Смарт-контракты позволяют разработчикам устанавливать жёсткие ограничения на поставку NFT-токенов и обеспечить им постоянные свойства, которые невозможно изменить после выпуска активов. Например, разработчик может программным путём обеспечить создание только определённого количества конкретного редкого актива, при этом, сохраняя количество других, более распространённых активов, бесконечным.

Также, разработчики могут закодировать в блокчейне определённые свойства так, чтобы они не изменялись с течением времени. Это, особенно, важно для искусства, которое, в значительной степени, опирается на доказуемый дефицит оригинального произведения.

Программируемость

Безусловно, как и традиционные цифровые активы, NFT полностью программируются. Механика разведения в CryptoKitties (о которых мы поговорим ниже) «запекалась» непосредственно в смарт-контракт, который отвечает за представление цифровых котов. Многие из современных NFT имеют более сложную механику, такую как ковка, крафт, выкуп, случайная генерация и т.д. Пространство дизайна полно возможностей.

Стандарты NFT-токенов

Стандарты являются тем, что делает NFT-токены по-настоящему мощными. Это даёт разработчикам гарантию того, что активы будут вести себя особым образом, и позволяет точно описать особенности взаимодействия с основными функциями.

ERC721

ERC721, впервые созданный разработчиками CryptoKitties, стал первым стандартом для не-взаимозаменяемых цифровых активов. ERC721 – это унаследованный стандарт смарт-контрактов на Solidity, упрощающий для разработчиков создание новых контрактов, совместимых с ERC721, посредством их простого импорта из библиотеки OpenZeppelin.

На сайте OpenSea размещено полезное руководство [англ.] для желающих создать свой первый контракт ERC721.

На самом деле, стандарт ERC721 относительно прост: он обеспечивает сопоставление уникальных идентификаторов (каждый из которых привязан к одному активу) с адресами, которые, в свою очередь, связаны с владельцем этих идентификаторов. Также, ERC721 позволяет передавать активы посредством метода TransferFrom.

По большому счёту, эти два метода – это всё, что вам потребуется для работы с NFT: возможность проверить, кому и что принадлежит, и возможность переместить актив. Также, стандарт предоставляет дополнительные функции, некоторые из которых крайне важны для торговых площадок NFT, но, само по себе ядро NFT довольно простое.

Анатомия ERC721

ERC1155

ERC1155, был внедрён командой Enjin, и привносит в мир NFT идею полу-взаимозаменяемости. В ERC1155 идентификаторы связаны не с отдельными активами, а с целыми классами активов. Например, идентификатор может представлять класс «мечи», а кошелёк владеть 1000 единицами этих мечей. В этому случае, метод balanceOf позволит отобразить количество мечей, принадлежащих конкретному кошельку, и пользователь сможет передать любое количество мечей, посредством метода TransferFrom.

Важным преимуществом такой системы является её эффективность: если с ERC721 пользователь захочет передать 1000 мечей, то ему потребуется изменить состояние смарт-контракта для каждого из мечей, используя метод TransferFrom, а в случае с ERC1155 – потребуется лишь один раз вызвать метод TransferFrom для всех мечей сразу. Правда, эффективность чревата потерей информации: теперь нельзя отследить историю перемещения для каждого меча по отдельности.

Но, всё же стоит обратить внимание, что ERC1155 представляет собой расширенную версию стандарта ERC721, а это означает, что актив ERC721 может быть создан с использованием функций ERC1155. Таким образом, у пользователя просто будет отдельный идентификатор и указание количества «1» для каждого актива. Благодаря этому преимуществу, мы, в последнее время, становимся свидетелями растущей популярности стандарта ERC1155.

Не так давно, команда OpenSea создала репозиторий на GitHub для начала работы со стандартом ERC1155.

Анатомия стандартов ERC20, ERC721 и ERC1155

ERC20 сопоставляет адреса с суммами, ERC721 сопоставляет уникальные идентификаторы с владельцами, а ERC1155 имеет «вложенное сопоставление» как с идентификаторами, там и с суммами.

Компонованные NFT

Компонованные NFT, основанные на стандарте ERC-998, представляют собой шаблон, который объединяет в себе как не-взаимозаменяемые активы, так и взаимозаменяемые активы. На данный момент, развёрнуто всего несколько подобных компонованных NFT, но, есть основания предполагать, что существует масса интересных возможностей их применения.

Стандарты не на Ethereum

Да, на данный момент, NFT применяется, в основном, на блокчейне Ethereum, но, и на других блокчейнах также появилось несколько подобных стандартов. Проект DGoods, разработанный командой Mythical Games, нацелен на создание многофункционального стандарта для различных блокчейнов, начиная с EOS. Проект Cosmos также разрабатывает модель NFT, который можно использовать в составе Cosmos SDK.

Метаданные для не-взаимозаменяемых токенов

Как уже упоминалось, метод ownerOf позволяет найти владельца NFT. Например, используя запрос ownerOf (1500718) в смарт-контракте CryptoKitties – можно увидеть, что владельцем CryptoKitty #1500718, на 10.01.2020, являлась учётная запись с адресом 0x6452… Это можно проверить, посетив аккаунт CryptoKitties на OpenSea или их оф.сайт CryptoKitties.co.

Но, как выглядит CryptoKitty #1500718? А как насчёт его имени и уникальных атрибутов?

И вот здесь потребуются метаданные, которые предоставляют описательную информацию для каждого конкретного кота. В случае с CryptoKitty – это имя кота, его изображение, описание и любые дополнительные черты, которые ещё называют cattributes.

В случае создания заявки на событие – метаданные могут включать в себя дату события и тип заявки, а также имя и описание.

Метаданные для указанного выше кота могут выглядеть примерно так:

Но, здесь возникает вопрос: как и где хранить эти данные, чтобы к ним могли обращаться приложения, которые с работают с NFT?

On-chain против Off-chain

Первоначальная задача для разработчиков – какие метаданные размещать на блокчейне, а какие вне его. Т.е. метаданные будут «запекаться» непосредственно в смарт-контракт или размещаться отдельно?

Метаданные в блокчейне

Преимущества размещения метаданных в блокчейне:

  • Они постоянно находятся рядом с токеном, что позволяет им продолжать существовать за пределами работы какого-либо приложения
  • Они могут изменяться в соответствии с логикой самого блокчейна
  • Первый пункт важен, если предполагается, что активы будут иметь долгосрочную ценность, причём, намного превышающую первоначальную стоимость. Например, это произведение цифрового искусства, которое будет храниться «на протяжении веков», независимо от того сохранится ли оригинальный сайт, который использовался для создания и размещения этого предмета. Поэтому, здесь важно, чтобы метаданные сохранились вместе с токеном.

    Кроме того, для взаимодействия с метаданными может потребоваться логика блокчейна. Например, в случае с CryptoKitties, «поколение» CryptoKitty влияет на то, как быстро коты размножаются (процесс замедляется от поколения к поколению). Таким образом, логика внутри смарт-контракта должна иметь возможность прочитать метаданные из его внутреннего состояния.

    Метаданные вне блокчейна

    Несмотря на эти преимущества, большинство проектов хранят метаданные вне блокчейна из-за текущих ограничений в Ethereum. Следовательно, стандарт ERC721 включает в себя метод tokenURI, который разработчики могут использовать чтобы сообщить приложениям, где искать метаданные для данного элемента.

    Метод tokenURI возвращает публичный URL. Это, в свою очередь возвращает JSON-словарь данных, что-то вроде словаря для CryptoKitty. Эти метаданные должны соответствовать официальному стандарту метаданных ERC721, чтобы их могли использовать такие проекты, как OpenSea.

    В OpenSea стараются предоставить разработчикам возможность создавать богатые метаданные, которые смогут отображаться в самом OpenSea, поэтому к стандарту ERC721 были добавлены расширения, позволяющие разработчикам использовать такие вещи, как черты, анимация и цвета фона.

    Решения для хранения вне блокчейна

    Если вы решили хранить метаданные вне цепочки, то для этого есть несколько вариантов.

    Централизованные серверы

    Самый простой способ хранения метаданных – это где-нибудь на централизованном сервере или в облачном хранилище, таком как AWS.

    Хотя, конечно, это имеет определённые недостатки:

  • Разработчик может изменять метаданные по своему усмотрению
  • Если хостинг уйдёт в офлайн – метаданные станут недоступны
  • Чтобы решить вторую проблему существует несколько служб (включая OpenSea), которые будут кэшировать метаданные на своих собственных серверах, чтобы гарантировать доступность информации, даже если исходный хостинг выйдет из строя.

    IPFS

    На сегодня, всё больше разработчиков в области цифрового искусства используют Межпланетную файловую систему (IPFS) для хранения метаданных вне цепочки. IPFS – это одноранговая система хранения файлов, которая позволяет размещать контент так, что он сразу реплицируется на разных компьютерах.

    Это гарантирует следующее:

  • Метаданные останутся неизменными, так как они уникально адресуются хэшэм файла
  • До тех пор, пока существуют узлы, желающие размещать у себя эти данные – информация будет доступна
  • В настоящее время, существуют такие сервисы, как Pinata, которые упрощают этот процесс для разработчиков, обрабатывая инфраструктуру для развёртывания и управления узлами IPFS, а ожидаемая сеть Filecoin (теоретически) добавит слой поверх IPFS, чтобы стимулировать узлы размещать файлы.

    История создания NFT токенов

    Теперь, когда мы понимаем, что такое не-взаимозаменяемые токены и как их создают – давайте рассмотрим, как они возникли.

    *** год до н.э: до CryptoKitties

    Эксперименты с NFT начались ещё с появления цветных монет в сети Биткойн. Rare Pepes – иллюстрации персонажа лягушонка Пепе, созданные на созданные посредством Counterparty на базе блокчейна Биткойна, были одними из первых. Некоторые из них на самом деле продаются на eBay, а на аукционе в Нью-Йорке выставляли целый набор.

    В свою очередь, первым экспериментом на основе Ethereum был проект CryptoPunks, который состоит из 10 000 уникальных коллекционных панков, каждый из которых обладает набором собственных характеристик.

    Созданный командой Larva Labs, проект CryptoPunks представлял собой рыночную торговую площадку, которую можно использовать посредством таких кошельков, как MetaMask, что снижает барьер для входа при работе с технологией NFT.

    На сегодня, с учётом ограниченного предложения и сильного бренда в сообществе первопроходцев – проект CryptoPunks, вероятно, является лучшим кандидатом на звание настоящего цифрового антиквариата.

    Кроме того, тот факт, что панки «живут» в сети Ethereum, делает их совместимыми с большинством торговых площадок и кошельков. Хотя, в этом плане, они уступают новым активам, т.к. предшествуют стандарту ERC721.

    0 год н.э: рождение CryptoKitties

    CryptoKitties стал первым проектом, который сделал технологию NFT мейнстримом. Запущенная в конце 2017 года на хакатоне ETH Waterloo – команда CryptoKitties продемонстрировала примитивную сетевую игру, которая позволяла пользователям совместно разводить цифровых котов для производства новых котов различной степени редкости. Коты нулевого поколения были проданы с голландского аукциона по снижающейся цене, а новые коты могли быть проданы на вторичном рынке.

    И, хотя, позже некоторые назвали CryptoKitties «ненастоящей игрой», команда действительно сделала многое для того, чтобы стать пионером игровой механики, учитывая ограничения блокчейна. Например, они создали алгоритм разведения котов на блокчейне, «зашитый» внутрь смарт-контракта с закрытым исходным кодом, который определял генетический код и, соответственно, атрибуты кота.

    Дополнительно, команда CryptoKitties обеспечила рандомность разведения посредством сложной системы стимулирования и предусмотрительно зарезервировала некоторых котов с низким ID для последующего использования в маркетинговых целях.

    К тому же, они являются создателями голландского аукционного механизма, который, впоследствии, стал основополагающим методом определения стоимости активов NFT.

    Замечательная дальновидность команды CryptoKitties дала для технологии NFT серьёзное ускорение ещё в самом начале пути.

    Предположительно, успех CryptoKitties можно объяснить следующими вещами.

    Спекулятивная механика

    Механизм разведения и торговли в CryptoKitties позволил выработать чёткий алгоритм получения прибыли: купить пару котов, разводить их, чтобы получить более редкую особь, перепродать кота, повторить. Ну или просто приобрести редкого кота и ждать пока кто-то придёт и купит его. В общем, пока новые пользователи приходят и играют – цены будут только расти.

    В период основного ажиотажа – общий объём монет в CryptoKitties составлял ~5000 ETH, а владелец Cat#18 продал его за 253 ETH ($110 000 на момент продажи). Позднее, этот рекорд был побит продажей кота Dragon за 600 ETH ($140 000 на сентябрь 2018 года). Правда, многие полагают, что сделка была незаконной. Таким образом, высокие цены привлекли ещё больше пользователей к этой «золотой лихорадке».

    Вирусная история

    Ещё одна часть успеха CryptoKitties – это история. CryptoKitties были восхитительными, общедоступными и весёлыми, а идея покупки цифрового кота за 1000$ была настолько абсурдной, что стала отличной новостью.

    CryptoKitties: фееричная история кошачьего хайпа

    Кроме того, постоянные пользователи игры «сломали Ethereum», что само по себе явилось историей.

    Поскольку Ethereum может обрабатывать только ограниченное число транзакций (~15 транзакций в секунду), то загрузка пропускной способности сети привела к увеличению пула ожидающих транзакций и повышению цен на газ. Среднесуточный объём незавершённых транзакций вырос с 1500 транзакций до 11 000 транзакций. Новые потенциальные покупатели цифровых котов платили астрономические сборы и часами ожидали подтверждения своих транзакций.

    Все эти факторы закономерно привели к появлению «пузыря CryptoKitties»: спрос приходит в мир CryptoKitties, цены растут, что способствует ещё большему спросу. Но, конечно же, все пузыри в итоге должны лопнуть. В начале декабря средние цены на котов начали падать, а объём значительно снизился.

    Многие понимали, что игровой процесс, который был довольно примитивен по отношению к «реальным играм», не будет удерживать широкую аудиторию, где спекулянты не в счёт. Как только хайп прошёл – рынок упал, и, на сегодня, CryptoKitties делает только около 50 ETH в неделю.

    Общий и средний дневной оборот ETH в CryptoKitty

    2018: хайп, игры в «горячую картошку» и слои второго уровня

    Несмотря на общий спад на рынке – первые дни появления CryptoKitties на рынке предоставили для многих волшебный момент. Впервые определённой команде удалось развернуть нефинансовое приложение на основе блокчейна, которое, пусть всего на несколько недель, но, стало техническим мейнстримом. Уже после появления CryptoKitties, в начале 2018 года, NFT также довольно быстро прошли через второй цикл ажиотажа, когда инвесторы и предприниматели обратили внимание на перспективы нового способа владения цифровыми активами.

    Игры второго уровня и дополнительные надстройки

    Вскоре, поверх CryptoKitties, стали появляться игры второго уровня, которые создавались сторонними разработчиками без какого-либо отношения к основной команде CryptoKitties. Волшебство CryptoKitties заключалось в том, что такого рода надстройки можно разрабатывать без специального разрешения: разработчики просто размещали собственные приложения поверх общедоступного смарт-контракта CryptoKitty.

    Да, в некотором смысле, CryptoKitties могут работать вне своего первоначального окружения. Например, в игре Kitty Race владельцы котов состязаются между собой за награду в ETH, а KittyHats позволяет дополнить своих питомцев шляпой и другими элементами.

    Позднее, Wrapped Kitties объединила CryptoKitties с технологией DeFiby, что позволило превратить котов в функциональные токены ERC20, которыми можно торговать на децентрализованных биржах. Безусловно, это имело всевозможные интересные последствия для рынка CryptoKitties.

    Дополнительно, недавно созданная компания Dapper Labs объединила обозначенные возможности в проекте KittyVerse.

    Горячий картофель

    Также, данный период обозначен появлением игр по принципу «горячего картофеля». Если вы уже знаете, что такое «горячий картофель» в играх NFT, то вы настоящий олдфаг. В январе 2018 года была запущена игра под названием CryptoCelebrity, с достаточно простой механикой. Сначала требовалось приобрести коллекционных NFT знаменитостей. После этого знаменитость сразу становится покупаемой т.е. «отрывной», причём по более высокой цене нежели первоначальная стоимость. Когда кто-то покупает вашу знаменитость – вы, соответственно, получаете прибыль в виде разницы между ценой покупки и продажи (за вычетом комиссии разработчикам).

    Таким образом, если найдётся кто-то желающий купить вашу знаменитость – вы получите прибыль. Однако, если этого не произойдёт, и вы окажетесь последним, кто пожелал её купить, то, соответственно, вы останетесь в проигрыше.

    CryptoCelebrity оказались невероятно вирусными из-за этой спекулятивной механики, а такие знаменитости, как Дональд Трамп продавались по астрономически высоким ценам – $123 ETH или 137 000 на то время. И несмотря на то, что тогда игра CryptoCelebrity, вероятно, больше навредила сфере NFT – на самом деле стоит полагать, что эксперименты с ценообразованием и аукционными механизмами являются довольно интересной частью этой отрасли.

    Интерес для венчурного капитала

    Венчурный капитал и криптовалютные фонды начали интересоваться сферой NFT ещё в начале 2018 года. CryptoKitties привлекли $12 млн от ведущих инвесторов в начале года и $15 млн в ноябре.

    Проект Rare Bits, основанный соучредителями Farmville, и блокчейн-студия Lucid Sight также собрали по $6 млн в начале 2018 года.  Позже, проект Forte привлёк от игрового фонда Ripple $100 млн. Immutable, компания, стоящая за Gods Unchained, также привлекла $15 млн от Naspers Ventures и Galaxy Digital, а Mythical Games, во главе с Javelin Venture Partners, собрали $19 млн для флагманской игры Blankos Block Party на EOS.

    В свою очередь, проект OpenSea тоже собрал скромные начальные и стратегические инвестиции, чтобы продвинуть собственное видение на создание общего открытого рынка, за что благодарен своим инвесторам.

    2018-2019: продолжение работы

    После небольшого ажиотажа в начале 2018 года – всё успокоилось, и проекты NFT вернулись к работе. Такие команды, как Axie Infinity и Neon District, которые появились вскоре после CryptoKitties – удвоили свои сообщества. Ресурс NonFungible.com запустил платформу для отслеживания рынков NFT и утвердил термин «не-взаимозаменяемый» в качестве основного термина для описания нового класса активов.

    Цифровое искусство

    В свою очередь, в мире искусства также заинтересовались NFT. Да, цифровое искусство оказалось естественным подспорьем для не-взаимозаменяемых токенов.

    Основную ценность физического предмета искусства представляет возможность доказать право на его владение, и где-нибудь этот предмет продемонстрировать, что более чем реально в цифровом мире. Поэтому группа заинтересованных цифровых художников немедленно начала экспериментировать.

    Появились платформы для публикации цифрового искусства: SuperRare, Known Origin, MakersPlace и Rare Art Labs, а такие художники, как JOY и Josie использовали смарт-контракты, создав себе настоящий бренд.

    Cent, социальная сеть с уникальной системой микроплатежей, стала популярным сообществом, где люди могут делиться цифровым искусством и обсуждать его.

    «Tune In» от Josie, которая была продана на OpenSea за 6 ETH

    Платформы для создания NFT

    Платформы для создания NFT позволяют любому «чеканить» NFT, независимо от того, обладает ли он навыками в развёртывании смарт-контрактов. Проекты Mintbase и Mintable предоставили обычным людям инструменты, позволяющие легко создавать собственные NFT.

    В свою очередь, платформа Kred позволила простым людям создавать визитные карточки, предметы коллекционирования и купоны. Также, Kred стала партнёром конференции CoinDesk Consensus, и создала цифровые NFT пакеты «Swag Bag» для посетителей.

    Дополнительно, стоит упомянуть проект под названием Marble Cards, который добавил интересную фишку, позволяя пользователям создавать уникальные цифровые карточки на основе любого URL посредством процесса «marbling» [мраморность]. Это позволяло автоматически генерировать изображение и уникальный дизайн, основанные на содержании URL, что привнесло некое противопоставление в мире цифрового искусства в ответ на «мраморность» [статичность] обычных крипто-артов.

    Приход традиционной IP [Intellectual property]

    Владельцы IP – традиционных предметов интеллектуальной собственности , вслед за CryptoKitties, также сделали несколько «вылазок» в крипто-коллекционное пространство.

    Проект MLB [Major League Baseball] заключил партнёрское соглашение с разработчиком игр Lucid Sight, чтобы запустить в апреле 2018 года новую игру под названием MLB Crypto Baseball, которая продаёт коллекционные предметы на основе блокчейна.

    «Формула-1» также заключила партнёрское соглашение с Animoca Brands, чтобы запустить на блокчейне игру – F1DeltaTime, в рамках которой на OpenSea был продан автомобиль «1-1-1», стоимостью $100 000.

    Очередной пример – Star Trek, который, совместно с Lucid Sight, разметил набор кораблей в игре Crypto Space Commanders. В дальнейшем, сюда присоединились ещё несколько лицензированных футбольных карточных компаний, включая Stryking и SoRare.

    Дополнительно, совсем недавно Panini America, один из крупнейших продавцов предметов коллекционирования, выпустил на базе блокчейна коллекционную карточку. MotoGP также работает с Animoca Brands над созданием блокчейн-игры.

    Лидерство Японии

    Японские игры действительно обозначили путь для реализации более продвинутого игрового процесса, что привлекло ранних разработчиков в различных странах. My Crypto Heroes, ролевая игра с развитой внутриигровой экономикой, вышла на сцену и продолжает лидировать в рейтингах DappRadar.

    My Crypto Heroes была одной из первых игр, где была реализована концепция владения чем-либо на блокчейне и более проработанный геймплей вне блокчейна. Пользователи могут использовать своих героев внутри игры, а затем передавать их в Ethereum, когда хотят продать их на вторичном рынке.

    https://twitter.com/marnold_mch/status/1195251156580106240

    Расширение виртуальных миров

    Новые виртуальные миры, основанные на блокчейне, также использовали NFT для подтверждения права владением землёй и внутренними активами.  Проект Decentraland, который привлёк $25 млн для своего токена MANA в период ICO, реализовал земельные участки в своей виртуальной вселенной на общую сумму в $10 млн. Активы NFT в Decentraland имели гораздо больший объём торгов нежели любой другой проект NFT в 2018 году.

    На сегодня, у проекта Decentraland есть открытая бета-версия с некоторыми ранними наработками, такими как гоночная игра Battle Racers, в которую можно играть на территории всего мира.

    https://twitter.com/NFTCrypto/status/1158087390814040064

    Cryptovoxels – другой проект виртуального мира, использовал несколько более тонкий подход. CryptoVoxels, предоставляет простые возможности на базе технологии webVR, и был основан в середине 2018 года всего одним разработчиком. Проект постепенно расширял свою вселенную, стараясь не продавать больше земли, нежели на то имелся спрос. На сегодня, итоговый объём сделок в CryptoVoxels составил более 1700 ETH – при этом, средняя стоимость земли неуклонно растёт.

    Музей цифрового искусства во вселенной CryptoVoxels

    Самый захватывающий аспект в CryptoVoxels и Decentraland – это возможность показать свои NFT внутри мира. Энтузиасты-коллекционеры создали музеи CryptoKitty, художественные галереи киберпанка, календарь событий в мире NFT, башни, заполненные лучшими проектами NFT, а также магазины, где можно приобрести носимые предметы для своего цифрового персонажа.

    CryptoVoxels становится популярным среди цифровых художников, особенно, среди пользователей Cent, новой контент-платформы, ориентированной на крипто-сообщество.

    Некоторые художники даже создают свои собственные валюты или т.н. «социальные деньги», используя приложение Roll, которое позволяет легко развернуть новый токен ERC20, и выставить свои произведения на продажу в собственной социальной валюте.

    На сцену вышли и другие проекты виртуального мира, в том числе, такие как Somnium Space, а также High Fidelity – проект от создателей знаменитого Second Life. Проект Sandbox, использующий Roblox – платформу для разработчиков, предназначенную для расширения возможностей создателей контента, также недавно начал продажу земли в своей вселенной.

    Enjin, которая получила 75 041 ETH в процессе ICO в конце 2017 года, расширила свою платформу-«мультивселенную» до целой экосистемы игр, основанной на стандарте ERC1155. Одной из ключевых особенностей Enjin является возможность переносить предметы из одной игры в другую. Например, команда Enjin выпустила «универсальный» топор Oindrasdain, который был добавлен в игру Forgotten Artifacts, в виде экипировочного оружия, что позволяло игрокам, ранее владевшим им, опробовать его именно в этой игре.

    Коллекционные карточные игры

    Коллекционные карточные игры с самого начала казались наиболее естественной реализацией для NFT. Физическая карточная игра, такая как Magic the Gathering – это гораздо больше, нежели просто игра. Это целая экономика с десятками сопутствующих сайтов и торговых площадок для покупки, продажи и обмена.

    И, хотя, такие цифровые эквиваленты Magic the Gathering, как Hearthstone могли, теоретически, создать игровой рынок для своих карт – такие усилия могли быть слишком громоздкими и не обязательно соответствовать бизнес-модели реализации новых колод. В свою очередь, блокчейн позволяет мгновенно создавать вторичные торговые площадки, которые могут работать вне игры.

    После своего пресейла в объёме $5 млн – компания Immutable запустила игру Gods Unchained, возможно, самую раскрученную блокчейн-игру на сегодня.

    Первая известность к ним пришла после того, как карточная игра Hearthstone запретила одному из своих игроков участвовать в турнирах из-за участия в политических протестах в Гонконге:

    https://twitter.com/Slasher/status/1181442535962632193

    ***

    ***

    Тогда представители Gods Unchained сделали следующее заявление:

    ***

    ***

    Команда Gods Unchained «заблокировала» карты (допустимое отклонение в основной функциональности ERC721) на длительный период до запуска игры. На протяжении этого периода сторонние торговые площадки позволяли выставлять карты на продажу, но, на самом деле, их нельзя было купить, т.к. передача была невозможной. Поэтому, когда в ноябре карты были разблокированы – рынок Gods Unchained взорвался, и объём вторичной торговли превысил $1,3 млн.

    В это время, несколько других карточных игр также тихо собирали посвящённых поклонников. Игра Skyweaver от компании Horizon Games собрала на стартовом раунде $3,75 млн, и выпустила публичную бета-версию.

    В свою очередь, игра Epics первой вошла в киберспорт среди коллекционных карточных игр на базе блокчейна, а CryptoSpells – карточная торговая игра из Японии, заняла лидирующие позиции на японском рынке.

    Децентрализованные сервисы доменных имён

    Третий по величине «класс активов» в NFT (поле игр и цифрового искусства) – это сервисы доменных имён, аналогичные доменам именам «.com», но, основанные на децентрализованной технологии. Служба доменных имён в Ethereum, которая была запущена в мае 2017 года и финансируется Фондом Ethereum, в период 2017-2018 гг. заблокировала в именах 170 000 ETH – успешные заявки на покупку включаются в смарт-контракт, на тот период, пока участник торгов владеет доменом.

    В мае 2019 года команда модернизировала смарт-контракт ENS, чтобы он стал совместимым с ERC721, что позволяет торговать именами на открытых площадках NFT.

    В октябре 2019 года платформа OpenSea сотрудничала с ENS для проведения аукционов для 3-6 доменных имён с использованием механизма английского аукциона. Совокупная стоимость победивших заявок составила 5 698 ETH. Ознакомиться с некоторыми интересными статистическими данными можно здесь [англ].

    https://twitter.com/Flynnjamm/status/1212142551043575815

    Дополнительно, появились т.н. «неуничтожимые домены» [Unstoppable Domains] – домены с более спекулятивным подходом к децентрализованным сервисам доменных имён, в результате чего, компания Draper Associates и Boost VC получили $4 млн в первом раунде финансирования. В дальнейшем, первоначально основанные на блокчейне Zilliqa, «неуничтожимые домены» обзавелись доменом «.crypto» в виде актива ERC721.

    В свою очередь, команда Kred работает над NFT, совместимыми с ENS и DNS. Хранение токена Kred в вашем кошельке даёт вам доступ к управлению этим именем как в DNS (ссылка на веб-сайт), так и в ENS (ссылка на кошелёк или контракт).

    Другие эксперименты

    В то время, как большинство экспериментов в NFT проводились в области игр и коллекционирования – постепенно появлялись и другие варианты использования технологии. Так на мероприятия NFT.NYC и Token Summit билеты продавались в виде NFT, а командой Coin.Kred была создана виртуальная «сумка» для хранения предметов NFT.

    В свою очередь, компания Binance также выпустила праздничные коллекционные предметы NFT, а Microsoft создала Azure Heroes – значки для участников системы Azure.

    Стоит отметить, что первое крупное мероприятие в Северной Америке – NFT.NYC 2019 собрало более 500 участников и более 80 докладчиков на знаменитой Таймс-Сквер в Нью-Йорке, чтобы обсудить развитие экосистемы NFT.

    Crypto Stamp – проект австрийской почтовой службы также предлагал покупателям официальных физических марок «точку входа» в мир цифровых коллекционных предметов. На каждой физической марке имеется секция с непрозрачным защитным покрытием, под которой покупатель найдёт закрытый ключ с небольшим количеством ETH и цифровую копию самой марки, которую потом можно выставить на продажу в OpenSea. Проект был особенно интересным, т.к. связывал дефицитный цифровой активы с полезным физическим активом и привлекал существующее сообщество коллекционеров.

    Дополнительно, Dapper Labs, создатели CryptoKitties, запустили турнирную игру CheezeWizards. Интересно, что в игре произошёл хард-форк, который привёл к существованию как «не-пастеризованных», так и «пастеризованных» волшебников, и всё из-за первоначальной ошибки в смарт-контракте. Обладая сложным геймплеем на блокчейне – проект подчеркнул необходимость в стандартизации размещения метаданных NFT, возможности обновления смарт-контракта и гарантии того, что механизм аукционов будет меняться в соответствии с основными атрибутами предметов.

    Потери и восстановление

    Да, эти годы не обошлись без жертв. Почти все игры с концепцией «горячего картофеля», которые появились в 2018 году – уже мертвы (хотя по-прежнему доступны для просмотра на OpenSea).

    Удивительно, но, некоторые из этих проектов всё же были возвращены к жизни членами их сообщества. И CryptoAssault, и Etheremon (теперь Ethermon) были восстановлены. Также была неудачная попытка оживить CryptoCelebrities посредством создания игры, позволяющей заниматься «разведением» знаменитостей.

    Мифы о «не-взаимозаменяемых» токенах

    Теперь, когда был дан общий обзор сферы – стоит поговорить о связанных с ней неправильных представлениях.

    Спрос стимулирует лишь один дефицит

    Первое время, сразу после появления экосистемы NFT токенов, считалось, что пользователей будет заботить доказуемый дефицит NFT, и они поспешат купить NFT лишь потому что они размещены на блокчейне.

    Но, на самом деле, стоит полагать, что спросом, в первую очередь, движут более традиционные вещи: польза и происхождение.

    Механизм очевиден: я готов купить билет NFT, потому что он позволяет участвовать мне в конференции, я готов купить произведение искусства, если смогу показать его в виртуальном мире, я готов купить предмет, если он даст мне особые способности в игре.

    Дополнительно, важна концепция происхождения, т.е. история актива NFT. Откуда это? Кто владел этим раньше? По мере развития сферы NFT – истории интересных NFT активов становятся всё более сложными и начинают оказывать влияние на ценность токена.

    Смарт-контракты делают активы «вечными»

    Существует мнение, что только благодаря смарт-контракту NFT активы будут существовать вечно. Здесь упускается из виду тот факт, что существуют и другие объекты, например, веб-сайты и мобильные приложения, которые служат порталом для взаимодействия с обычными пользователями. Если такой «портал» выходит из строя – активы теряют всякую ценность.

    Конечно, возможно, в будущем децентрализованные приложения смогут быть развёрнутыми полностью распределённым, «не-убиваемым» способом, но, сейчас мы всё же живём в гибридном мире.

    Абстрагирование блокчейна решит все проблемы

    В 2018-2019 гг. в некоторых проектах применялся подход т.н. «абстрагирования блокчейна», когда вся внутренняя механика NFT скрывалась от пользователей, которым предоставлялся кошелёк, размещённый на удалённом сервере, с доступом по логину и паролю.

    Да, это был интересный подход, поскольку он подразумевал всё те же принципы упрощённой адаптации, что и централизованные приложения. Но, проблема заключалась в том, что, при этом, была утрачена полноценная совместимость с остальной экосистемой NFT: виртуальными мирами, кошельками, торговыми площадками и т.д.

    Стоит отметить, что проекты, которые подключаются к существующей экосистеме NFT напрямую, возможно, жертвуя некоторым юзабилити в краткосрочной перспективе, как правило, более привлекательны для нынешнего сообщества пользователей.

    Рынок токенов NFT

    Текущий объём рынка

    Рынок NFT токенов по-прежнему довольно мал, и измерить его немного сложнее нежели рынок криптовалют, учитывая отсутствие спотовых цен на активы. Данный анализ фокусируется на вторичном объёме торговли, т.е. на p2p продажах токенов, что используется как индикатор рынка.

    На сегодня, метрика оценивает объём вторичного рынка в $2-3 млн в месяц, а за последние полгода основными стали несколько конкретных проектов.

    Рост рынка

    Количество пользователей, взаимодействующих с NFT, что определено объёмами передачи, участием в торгах, а также количеством покупок и продаж. Рынок медленно, но, неуклонно растёт.

    После пузыря CryptoKitties в конце 2018 года число уникальных учётных записей, взаимодействующих с экосистемой NFT, медленно, но, неуклонно росло – с ~8500 учётных записей в феврале 2018 года до более 20 000 учётных записей в декабре 2019 года.

    При этом, похоже, что рынком движет основная группа опытных пользователей. К примеру, на OpenSea средняя сумма на каждого продавца составляет $71,96, в то время, когда отдельный продавец может реализовать активы на сумму в ~$1178, что говорит о большом количестве активных продавцов.

    Также, стоит учитывать, что крупные официальные аккаунты значительно увеличивают среднее значение. На каждого покупателя в OpenSea в среднем приходится покупок на $42,72, в то время, как отдельный покупатель может потратить ~$943,81.

    Дополнительно, учитывая темпы роста рынка NFT, вероятно, хорошим способом измерить его рост станет изучение интереса разработчиков к этой сфере, что является своеобразным «опережающим индикатором». В последний год число созданных смарт-контрактов ERC721 в сети растёт в геометрической прогрессии – к июню 2019 года количество новых разработчиков на рынке достигло тысяч.

    ***

    Механизмы продажи

    В настоящее время, NFT продаются в основном за ETH на децентрализованных биржах. Удивительно мало торгов в таких стейблкойнах, как DAI или USDC, вероятно, из-за проблем с покупкой этих монет.

    Для реализации дешёвых активов чаще используются механизмы голландского аукциона и продажи по фиксированной цене, тогда как для более дорогих активов, таких как сверхценные карты Gods Unchained или легендарные игровые предметы – используют механизм английского аукциона (в стиле eBay). Бандлы (сборники) также являются очень популярным методом реализации, и процент их продаж с декабря 2019 года неуклонно вырос до 20%.

    Пересечение в сфере NFT

    Да, такой вопрос: пересекаются ли между собой интересы участников различных проектов NFT? Являются ли разные сообщества относительно изолированными друг от друга (игроки в Gods Unchained играют только в Gods Unchained) или между ними всё же есть коммуникация? Может ли энтузиаст CryptoKitties владеть доменом ENS и, при этом, дополнительно участвовать в каком-либо цифровом арт-проекте?

    Диаграмма сети NFT на основе необработанных данных с ~ 400 000 адресов в OpenSea

    Takens Theorem, анонимный, но, очень дружелюбный аккаунт в Твиттер с фантастическим анализом экосистемы блокчейна (очень рекомендуется подписаться), провёл анализ пересечений интересов между различными сообществами NFT.

    Выше приведена схема общей сети, основанная на необработанных данных с 400 000 адресов в OpenSea. На внешнем кольце каждая локальная сеть состоит из адресов, которые владеют хотя бы одним типом NFT. Количество отображаемых узлов в локальной сети соответствует фактическим данным, например, тысячи адресов имеют только CryptoKitties. Размер каждого узла зависит от его баланса.

    В Gods Unchained можно видеть, что многие адреса имеют много карт (колода!). Светло-серые узлы, которые соединяют проекты NFT, представляют собой известные шаблоны совместного владения. Также, есть тысячи адресов, которые владеют двумя разными игровыми NFT – они особенно заметны справа. Дополнительно, существуют и другие более мелкие шаблоны совместного владения – например, между Cryptovoxels и Decentraland, а также между ENS и многими другими проектами, на что указывают «разветвления» связей между различными проектами.

    Что ждёт NFT в 2020 году?

    Если вы дочитали до этого места – примите поздравления! Стоит надеяться, что вы узнали много нового об этом забавном и странном мире NFT, и будете настолько вдохновлены, что ознакомитесь ближе хотя бы с несколькими указанными проектами, и, возможно, создадите собственный. В следующем посте представители OpenSea обещают обсудить будущее NFT, и дать прогнозы на ближайшие пару лет.

    Автор: DEVIN FINZER – CEO и со-основатель OpenSea

    Источник: bitnovosti.com